top.mail.ru

Врачи и юристы

Врачи и юристы - общее поле деятельности

Право - искусство добра и справедливости. Деятельность юриста всегда направлена на оптимальное решение житейских, имущественных, экономических проблем, на оказание помощи гражданам и организациям, на защиту их законных прав и интересов. Врачебная деятельность - не менее гуманна и почитаема в обществе. Медицинский работник силой своего знания и умения призван предотвращать или облегчать страдания человека. По свидетельству Академика РАЕН, профессора, доктора медицинских наук, председателя правления общественной организации "Медицина и право" С.А. Корсакова, деятельность любого медицинского (врача, фельдшера, медицинской сестры, провизора и т.п.) базируется на трех китах: специальная подготовка, профессиональная этика и профессиональное законодательство.

Наши врачи в своем большинстве имеют прекрасную профессиональную подготовку. Однако в силу большой загруженности эта подготовка редко включает в себя знакомство с иными отраслями знания. Складывается ситуация, когда на фоне безупречной специальной подготовки и высоких этических принципов наиболее слабым звеном в деятельности медицинских работников является незнание основ действующего законодательства.

Со своей стороны, юридические службы медицинских организаций мало помогают восполнению этого пробела. Как ни странно, главная их проблема заключается в отсутствии соответствующей медицинской специализации. Юрисконсульты в основном занимаются составлением хозяйственных контрактов для клиники, не уделяя должного внимания таким вопросам, как отношения пациентов с врачами и самой клиникой.

Отсутствие правоведов - специалистов в области медицинского права и медиков, хорошо знающих правовые реалии, приводит к весьма неблагоприятным последствиям для пациентов. Юристы - адвокаты, судьи, дознаватели, - не пройдя подготовку в области медицинского права, не могут квалифицированно вести гражданские или уголовные дела, в которых рассматриваются медицинские проблемы. В свою очередь, споров из медицинских правоотношений становится все больше, так как врачи не всегда обладают достаточным знанием основ в области гражданского и административного права.

Ни в одном из юридических вузов нет кафедры или курса медицинского права. Никто в РФ не готовит юристов - специалистов в области медицинского права. Краткие курсы правоведения в медицинских вузах затрагивают в основном криминалистические и судебно-экспертные аспекты, относящиеся в основном к уголовной отрасли права. То, что не предусмотрено перечнем специальностей, образовательным стандартом для ВУЗов, просто "не существует", но вместе с тем проблемы есть и их объем, по-видимому в XXI веке будет только увеличиваться. Специалистов-практиков, совмещающих юридические и медицинские знания, не так много. "Универсальный" юрист не всегда в силах в полной мере учесть специфику "медицинского" спора, а врач в силу сосредоточенности на своих профессиональных вопросах, требующих полной отдачи сил и времени, не всегда в состоянии оценить риски, связанные с тем или иным вариантом правоотношений с пациентом.

Не менее печально, когда из-за незнания основ правового регулирования медицинской деятельности врач не может воспользоваться своими правами и полномочиями, затрудняет или делает невозможной собственную работу, а иногда и наносит вред пациенту. Кроме того, влияние права на врачебную деятельность не исчерпывается и нормами о правах и обязанностях пациента и об ответственности врача. Появление частных медицинских клиник и кабинетов, проблем страхования профессиональной ответственности медиков, возросшая грамотность и активность граждан, все чаще обращающихся к средствам судебной защиты своих интересов - все это требует от руководителей и врачей хорошего знания современных правовых реалий.

Законодательные основы регулирования медицинской сферы

В медицинских правоотношениях, также как и в любых других, действует строгая иерархия юридических актов по их юридической силе. Конституция РФ является высшим нормативным правовым актом, имеющим наивысшую юридическую силу, верховенство и прямое действие на всей территории всей страны. Статья 41 Конституции провозглашает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Этому праву соответствует обязанность должностных лиц предоставлять информацию о фактах и обстоятельствах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. В части 3 данной статьи сформулировано положение об ответственности за сокрытие таких фактов.

Конституции не должны противоречить законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации.

Законы Российской Федерации также имеют высшую юридическую силу по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. На практике это должно означать, что никакое из положений ведомственного приказа (например Минздрава РФ) не может вступать с в противоречие с положениями федерального закона (например закона "О лекарственных средствах").

Для того чтобы обеспечить такое соответствие на практике введен механизм регистрации нормативных ведомственных актов в Минюсте РФ.

Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Таким образом, все акты федеральных органов исполнительной власти (применительно к медицинской сфере - приказы, инструкции, иные указания и распоряжения Минздрава РФ и его нижестоящих структурных подразделений), затрагивающие права и интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном порядке опубликованы для всеобщего сведения.

Из этого конституционного положения прямого действия следует следующий практический вывод - если ведомственный приказ противоречит конституции или федеральному закону и не прошел регистрацию в Министерстве юстиции - он не должен применяться.

Основные законодательные акты федерального уровня в медицинской сфере - это Основы законодательства об охране здоровья граждан 1993 г.; Федеральные законы О лекарственных средствах 1998 г.; О трансплантации органов и тканей человека 1992 г.; О качестве и безопасности пищевых продуктов 2004 г.; Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 1998 г.; О медицинском страховании граждан в РФ 1991 г.; Об иммунопрофилактике инфекционных болезней 1998 г.; О наркотических средствах и психотропных веществах и др.

Не имея прямой отраслевой принадлежности к медицинской сфере, огромное количество законов содержат положения, регулирующие правоотношения в здравоохранении - например законы О милиции и О статусе судей, уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный, трудовой и административный кодексы. Особое место в регулировании медицинских услуг (к сожалению, еще не до конца осознанное медицинской общественностью) занимает закон О защите прав потребителей.

Весьма важным в иерархии нормативных актов является действие норм международного права. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Иными словами, весь массив международных договоров, к которым присоединилась Россия (стала правопреемницей после СССР) имеет прямое действие на территории нашей страны. Более того, если международный договор вступает в противоречие с внутренним законодательством, то приоритет имеет именно международный договор. Для того, что бы это конституционное положение действовало на практике, необходимо, что бы врачи как минимум были проинформированы вообще о существовании этих международных норм, имеющих прямое действие у нас в стране. И, как максимум, были знакомы с их содержанием.

Поле таких международных документов весьма широко и разобраться в их действии неспециалисту довольно сложно. Если по международным документам последнего времени между странами - участницами СНГ - имеется ясность, то с более ранними документами международных организаций в каждом конкретном случае необходимо дополнительно выяснять - присоединилась ли к той или иной конвенции Россия или нет. Думается, что в дальнейшем этот вопрос может стать темой отдельного рассмотрения.

Специфика правового регулирования медицинской сферы состоит в первую очередь в том, что значительная доля правовых норм - это подзаконные, ведомственные акты, зачастую принятые сравнительно давно. Это приказы Министерства здравоохранения СССР, Министерства здравоохранения РСФСР, Минздрава Российской Федерации и даже приказы Наркомздрава СССР. Многие нормативные акты существенно, а иногда безнадёжно устарели, однако не отменены и подлежат применению до сих пор в части, в которой они не противоречат действующему российскому законодательству.

Уже упоминавшейся особенностью является то, что правовые нормы, применяющиеся в медицинской сфере, принадлежат разным правовым отраслям. Это нормы, касающиеся порядка образования медицинского предприятия, его лицензирования и аккредитации (гражданское и административное право), нормы, регулирующие налогообложение лечебных и фармацевтических предприятий (финансовое и налоговое право); нормы, определяющие специфику трудовых отношений врача с работодателем и льготы медицинским работникам (трудовое право и право социального обеспечения); гражданско-правовые нормы, регулирующие порядок заключения и исполнения договоров на оказание медицинских услуг; нормы страхового права; нормы, регулирующие понятие и пределы врачебной тайны и т. п. Во множестве законов, подзаконных (в том числе ведомственных) актов и инструкций подчас нелегко сориентироваться, особенно людям, не связанным с правом профессионально.

Однако тезис "незнание закона не освобождает от ответственности" актуален всегда. Общеизвестно, что легче предупредить и предотвратить проблему, чем её решать. К сожалению, истоки многих юридических проблем медицинских учреждений, организаций, частнопрактикующих врачей кроются в восприятии профессиональных юридических знаний, как знаний, требующихся исключительно в судебном споре. Такая точка зрения, к сожалению, сродни убеждению многих больных, что к врачу "всегда успеется". Всем известно, а врачам, как никому другому, что слишком часто такая позиция приводит к усугублению проблемы, которую иногда не удается решить даже усилиями многих профессионалов.

В заключение следует остановиться на таком вопросе - а является ли медицина предметом правового регулирования, распространяются ли на эту специфическую отрасль законодательные нормы?

Для юриста такая постановка даже не является вопросом. Безусловно да. Это реальность государства и права.

Общепринятое (и согласимся, совершенно правильное) восприятие медицины как особого, уникального, специфического вида деятельности, имеющего отношения к категориям высшей ценности - жизни и здоровью людей - психологически не позволяет отнести врачебную деятельность к разновидности услуг. Тем не менее, с точки зрения гражданского законодательства это именно так. И хотя нельзя поставить в один ряд услуги по ремонту телевизоров и операцию на сердце человека, правовое регулирование таких действий во многом схоже.

Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ содержат однозначное, совершенно определенное указание на присущий медицинским правоотношениям характер услуг. Отметим, что и подзаконные акты ведомственного характера также исповедуют институт медицинских "услуг". Например, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП) (утв. постановлением Госстандарта России от 6 августа 1993 г. N 17), медицинская деятельность отнесена к разряду "услуги" (разд.8510000 "Услуги по охране здоровья человека"). Такую позицию подтверждают Приказ Минздрава РФ от 10 апреля 2001 г. N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги", Приказ Минздрава РФ от 16 июля 2001 г. N 268 м "О введении в действие отраслевого классификатора "Сложные и комплексные медицинские услуги" и многие другие ведомственные нормативы последнего времени.

Таким образом не возникает никого сомнения в том, что медицинская деятельность, сколь специфической бы она ни была, регулируется нормами права. Отсюда следует необходимость изучения этих норм, и прежде всего теми, кто их должен реализовывать в повседневной деятельности, то есть среди врачей и менеджеров от медицины.

С этих позиций видятся оптимальными так называемые упреждающие и профилактические меры, иными словами - ведение грамотной правовой информации в медицинской организации. Можно надеяться, что повышение правовой информированности врачей предупредит появление юридических проблем и в абсолютном большинстве - облегчит из разрешение.

Именно поэтому для освещения юридических аспектов медицинских проблем, обсуждения возникающих на практике острых правоприменительных вопросов наш Фонд решил начать публикацию цикла статей по данной теме.

Посетители нашего сайта могут узнать, какими правовыми нормами регулируется врачебная деятельность; что такое страховая медицина и каковы особенности медицинского страхования в России; в чем специфика трудовых взаимоотношений медицинской организации и медицинского персонала и каковы отличия наемного труда частнопрактикующего врача; каковы социальные гарантии и льготы у врачей и иного медицинского персонала и как ими воспользоваться; какая ответственность и за какие нарушения в медицинской сфере предусмотрена действующим российским законодательством и как её можно избежать; что такое врачебная тайна и каковы её пределы и много другое. Надеемся, что некоторые темы подскажут ваши отклики и вопросы.


9.6.2008
Использование информации с сайта не может служить заменой
консультации врача!
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100